Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1», разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г.,) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028).
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 1» предназначена для детей от полутора лет до прекращения образовательных отношений, посещающих общеразвивающие группы.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский.
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 1» состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, разработанной с учетом парциальной программы «Цветные Ладошки» И. А. Лыковой (с детьми 2-7 лет).
Данные части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Ведущей целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Обозначенная цель достигается через решение следующих задач:
-обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
-приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы. Крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмыслений ценностей;
-построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение развития физических личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно - творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-достижение детьми на этапе завершения ДО уровня образования, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа имеет определенную структуру, состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Дополнительный раздел Программы представлен текстом краткой презентации программы, ориентированной на родителей (законных представителей).
В целевом разделе Программой определяются планируемые результаты освоения Программы воспитанниками, подходы к педагогической диагностике планируемых образовательных результатов и рекомендуемые диагностические материалы, подробно описаны возрастные и индивидуальные особенности детей по возрастам, представлены описание и характеристика структуры программы, цели и задачи, принципы и подходы к ее формированию.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культуру и народные традиции Нижегородской области, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.